teaching skills 1Обучение навыкам

Обучение навыкам с точки зрения Прикладного анализа поведения включает следующие шаги:

  1. Диагностика начального уровня развития навыков;
  2. Составление индивидуализированной программы;
  3. Обучение и супервизия родителей и специалистов:
  • Объективное отслеживание прогресса;
  • Модификация программы в зависимости от прогресса ребенка.

Мы все знаем, что дети с аутизмом сталкиваются с многочисленными трудностями, когда чему-либо учатся. Обычные дети схватывают информацию через разговор, игру, общение со сверстниками, а проще говоря, во время ежедневных и обыкновенных занятий. Аутичные дети не обучаются таким же образом. То, что для типично развивающегося ребенка представляет нормальный поток информации, для аутичного ребенка выглядит как хаос, который вызывает стресс и фрустрацию. Поэтому необходимо использовать такие стратегии обучения, которые помогут аутичному ребенку овладеть навыками, но без стресса и будучи заинтересованным в том, что он делает.

Диагностика начального уровня развития навыков

Перед тем, как начать обучать ребенка каким-либо навыкам, необходимо определить его начальный уровень функционирования или то, что он умеет делать на настоящий момент. У Поведенческого специалиста есть арсенал методик, с помощью которых он может определить начальный уровень развития навыков. На основе данной информации будет составлена обучающая программа.

Составление индивидуализированной программы

Программа направлена на формирование у ребенка самых необходимых и соответствующих его развитию навыков. По мере прогресса сформированные навыки будут использоваться в развитии более сложных навыков.

teaching skills 2Вместе с родителем Поведенческий специалист приоритезирует, чему учить ребенка. Например, 15-летнего ребенка, который дает картинку с неправильным цветом по инструкции "дай синий" или "дай красный", продолжать учить цветам может быть и не надо, а перефокусироваться на то, как сворачивать белье, как приготовить бутерброд, как подмести пол, то есть в сторону навыков самостоятельности. С другой стороны, если ребенку 3-4 года, его программа обязана включать развитие вербальных, имитационных и других когнитивных навыков (например, следование инструкциям, визуальный подбор), а также игровых и социальных навыков.

Обучение определенным навыкам происходит с помощью различных стратегий. Например, во время обучения подбору или классификации по категориям может быть использован метод блоков. Обобщение навыков может происходить с использованием стратегии случайного обучения, а формирование навыков гигиены (мытье рук, чистка зубов) с помощью метода пошагового анализа задания.

Обучение и супервизия родителей и специалистов

Поведенческий специалист обучит специалистов и родителей всем использующимся стратегиям. По ходу программы, Поведенческий специалист будет регулярно проводить супервизию, чтобы удостовериться, что все стратегии применяются правильно.

В процессе обучения прогресс ребенка объективно отслеживаться. Когда ребенок осваивает навык с недостаточным прогрессом, стратегии обучения анализируются и модифицируются.

1000 осталось символов