behavior correction

Коррекция поведения

Коррекция поведения включает следующие шаги:

  1. Диагностика функции проблемного поведения;
  2. Составление плана коррекции поведения (поведенческий план);
  3. Обучение и супервизия родителей и специалистов:
  • Объективное отслеживание прогресса;
  • Модификация программы в зависимости от прогресса ребенка.

Что такое функция поведения?

Многие дети с аутизмом в процессе развития приобретают определенные виды проблемного поведения. Проблемное поведение во многих случаях является способом коммуникации ребенка с другими людьми. Так, через плач или агрессию ребенок может сказать, что он не хочет выполнять задание, хочет игрушку или хочет маминого внимания. Например, ребенок, пинает своего учителя во время урока. В прошлом данное поведение всегда приводило к тому, что учитель позволял взять перерыв. Ребенок усвоил, что таким поведением он может добиться прекращения урока, и теперь он продолжает так поступать. Таким образом, ребенок своим поведением говорит: «Я не хочу это делать». Другой ребенок начинает бить себя по лицу, когда ему говорят «нет, сейчас я не могу тебе это дать». Этот ребенок своим поведением, скорее всего, говорит: «Я хочу это сейчас и не буду ждать». Ведь в прошлом данное поведение приводило к незамедлительному получению того, что я хочу.

Одно и тоже поведение, например, смахивание предметов со стола, у двух детей может возникать по совершенно разным причинам. Например, один ребенок смахивает предметы, когда ему уделяется очень мало внимания. Через такое поведение он говорит: «Прекрати разговаривать по телефону, я хочу твоего внимания». Другой ребенок смахнет предметы со стола, когда он устал от занятия. Тем самым он скажет учителю: «Мне нужен перерыв».

То, чего ребенок добивается своим поведением. или цель, мотив поведения, называется функцией поведения. У Поведенческого специалиста есть арсенал методик, с помощью которых он может определить функцию поведения. Стратегии коррекции, которые описываются в поведенческом плане, основываются на знании функции поведения. Для двух детей, которые смахивают предметы со стола, будет разработано 2 разных поведенческих плана.

Составление плана коррекции поведения (поведенческий план)

Следующий этап коррекции проблемного поведения – это разработка плана коррекции поведения на основе знания функции поведения.

В поведенческом плане будут описаны:

  1. Стратегии, предотвращающие проблемное поведение (можно ли изменить окружающую обстановку так, чтобы поведение не возникало?);
  2. Стратегии, направленные на модификацию последствий поведения (как сделать так, чтобы ребенок перестал демонстрировать проблемное поведение?);
  3. Стратегии обучения социально приемлемым видам поведения, которые по функции замещают проблемное поведение (если ребенок научится достигать той же самой цели с помощью приемлемого поведения, то в проблемном поведение не будет надобности).

Обучение и супервизия родителей и специалистов

Родители и специалисты, работающие с ребенком, должны знать, как применять стратегии, описанные в поведенческом плане. Помимо этого, должна быть разработана система измерения прогресса. Родители должны уметь измерять поведение и, соответственно, отслеживать прогресс. Задача поведенческого специалиста – научить родителей следовать поведенческому плану.

Во время применения поведенческого плана, Поведенческий специалист регулярно проводит супервизию, чтобы удостовериться, что все стратегии применяются правильно, и все, кто работает с ребенком, действуют согласно поведенческому плану.

1000 осталось символов